Программы, повышающие качество обучения в школе, работающей на идеях инклюзивного образования

Posted in: Post Releases
Tags:

В Кыргызской Республике в рамках проекта Фонда Евразия Центральной Азии «Сопровождение ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе в КР», при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» впервые разработали образовательные программы по предметам математика, кыргызский язык, русский язык, родиноведение, изобразительное искусству и ручной труд для обучения детей в условиях инклюзивного образования в начальных классах общеобразовательной школы. Это позволит подготовить материалы для создания учебников и методических пособий по обучению детей с применением индивидуального и дифференцированного подходов в общеобразовательной школе. До сих пор в стране не было системы преподавания с учетом обучения в классе детей с разными возможностями – педагоги ситуативно решали вопросы обучения детей с ограниченными возможностями, часто испытывали трудности в подаче материала, в работе с учащимися на уроке.
В феврале примерные образовательные программы одобрили на заседании учебно-методического объединения по общему образованию Кыргызской Академии Образования (КАО). Об этом сообщила один из разработчиков программ, специалист КАО по инклюзивному образованию Абакирова Айкуль Рыскуловна. Теперь документ должно рассмотреть и утвердить министерство.
Программы написаны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и имеют структуру, которая учитывает последовательность подачи материала, взаимосвязь с жизнью, учитывает межпредметные связи – рассказала Айгуль Рыскуловна. – До сих пор единой примерной программы по предметам с учетом работы педагога с детьми с нарушениями в развитии и с трудностями в обучении на уроках в начальной школе не было. Были попытки, написанные преподавателями или представителями общественных организаций внедрять элементы обучения, но все эти попытки оставались на уровне отдельных уроков. Но поскольку до сегодняшнего дня у нас в стране нет до конца оформившейся единой системы обучения детей в школе работающей на идеях инклюзивного образования, содержание уроков очень различалось, а требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся не всегда коррелировали с требованиями нормативных документов по обучению в начальной школе.
Как отметила, менеджер Фонда Евразия Центральной Азии, что примерные программы по предметам начального общего образования содержат требования к результатам освоения предмета. Они приближенны к утвержденным программам по европейским куррикулумам. Выпускник 4-го класса, должен будет обладать определенными компетенциями, которые помогут его дальнейшей социализации и успешному обучению в массовой общеобразовательной школе
Примерные программы послужили основой для разработки моделей методических материалов по основным предметам начальной школы работающей на идеях инклюзивного образования. Как сообщили в Министерстве образования и науки Кыргызской Республики, планируется пилотирование программ, начиная с 2019-2020 года. А в ближайший год, в 11 школах пройдет апробация, в которой примут участие около 300 учеников и 65 учителей. Для школьников и родителей это возможность попробовать свои силы, а для разработчиков и педагогов – ориентир для дальнейшего совершенствования инструмента работы в инклюзивной образовательной среде, поиск эффективной модели инклюзивной школы и построения равного общества для всех.
Апробация проекта Стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья прошлого года показала, что у школьников возникли сложности с выполнением заданий из-за того, что в стране отсутствует гибкая система обучения. Например, у многих учеников возникли сложности с чтением текстов. В итоге в нынешней редакции программ оговорены требования к заданию на чтение вслух.
Еще одна корректировка программ – задания, требующие групповой работы, разноуровневые задания. Это отличает программы от аналогичных существующих и имеет свое объяснение. Каждый ученик должен быть включен в процесс обучения.
Введение программ для начального общего образования на идеях инклюзивного образования не решит всех проблем с обучением детей с нарушениями в развитии. Одна из них – кадровая. В ведущих вузах обучают специалистов по начальному образованию, но не готовят учителей готовых обучать детей соблюдая принцип индивидуального подхода, пояснила преподаватель кафедры Специальной педагогики и психокоррекции, член рабочей группы по разработке программ Джапарова Замира Бердибековна. «Сколько в Кыргызской Республике компетентных педагогов в методике преподавания ребенку с соблюдением принципов индивидуального подхода, никто не подсчитывал, но их недостаточно. Поэтому сейчас становится важным повышение квалификации учителей, обучение педагогов инновационным технологиям и дидактическим приемам с учетом особенностей и способностей каждого учащегося класса».
Начальник Управления школьного, дошкольного и внешкольного образования (УШДВО) в Министерстве образования и науки КР Усеналиев Марат Джолдошбекович отметил, что в массовых школах в Кыргызской Республике начали обучать детей с нарушениями в развитии еще в 90-е годы, и с тех пор, педагоги говорят о необходимости утвержденных программ и стандарта, учитывающих разноуровневость знаний учащихся в классе.
По данным Национального статистического комитета, в 2016/17 учебном году в школах Кыргызской Республики обучались около 12 тыс. школьников с различными нарушениями и проблемами здоровья.

There are no comments published yet.

Leave a Comment

Change this in Theme Options
Change this in Theme Options