Горнодобывающие компании и население: как найти компромисс

Posted in: Post Releases, Press Releases
Tags:

14958866_10210240616184409_1049192060_n

В Бишкеке прошел семинар «Рациональное использование природных ресурсов: роль государства в горнодобывающей отрасли». Мероприятие было организовано Министерством иностранных дел Монголии, Канадским институтом ресурсов и развития (CIRDI), Центром Осло по изучению мира и прав человека и Университетом Центральной Азии. В его рамках глава Фонда Евразии Центральной Азии Динара Мусабекова выступила с презентацией «Добыча мнений» о природе конфликтов населения с горнодобывающими компаниями. Основой для доклада послужило проведенное Фондом исследование, в котором приняли участие более 3 тысяч респондентов.

«Нашей целью было выяснить, как население относится к горнодобывающим компаниям, что считает причиной конфликтов, с чьей стороны ожидает разрешение спорных вопросов и так далее. Всего в рамках исследования мы проводили опросы среди населения 8 конфликтных районов», – пояснила Динара Мусабекова.

Исследование показало, что причинами конфликтов кыргызстанцы считают:

– Загрязнение окружающей среды (пыль, шумовое загрязнение или деградация пастбищ) – 61 %;

– Недобросовестная практика найма рабочих при привлечении из местных общин (кумовство) – 9 %;

– Недовольство состоянием дорог и другой инфраструктуры, которая повреждается тяжелой техникой компаний – 8%;

– Недостаточное инвестирование в местные общины (необходимы программы развития вместо разовой помощи) – 7 %;

– Отрасль приносит пользу только элите (коррупция) – 3 %;

– Игнорирование местных традиций и ценностей (социальная лицензия) – 2 %;

– Недостаток полной информации от компаний – 2 %.

Как пояснила глава фонда, что касается инвестирования в местные общины, компании часто оказывают единовременную помощь местным сообществам, которая в перспективе не приносит пользу.

«К сожалению, на сегодняшний день компании еще не научились работать с долгосрочными стратегиями устойчивого развития, которые включают в себя работу с сообществом. Понятно, что компания не может этим всем заниматься, но государство, в частности местные органы власти, не могут грамотно распределить все налоговые и неналоговые отчисления от компании, чтобы направить их на развитие. Также в обществе до сих пор есть мнение, что отрасль приносит пользу только элите – это вопросы коррупции. До сих пор есть напряжение, недоверие государству, местным органам власти», – отметила глава ФЕЦА.

Также причиной конфликтов с компаниями выступает нарушение традиций с их стороны – вместо того, чтобы пойти на диалог с местными жителями, они пытаются решить вопросы на уровне правительства. Подытоживает все основные причины конфликтов последний пункт – недостаток полной информации. На самом деле ни компании, ни МСУ, ни правительство еще не научились предоставлять своевременно исчерпывающую информацию для населения.

«Прежде чем войти в сообщество, мы рекомендуем компаниям провести несколько встреч, послушать население, рассказать о себе. Негатив у местных жителей вызывают недоступные компании, которые игнорируют местных жителей. Также компаниям было бы хорошо иметь собственных переговорщиков, имеющих опыт в ведении переговоров и разрешении конфликтов», – добавила Динара Мусабекова.

В рамках проведенного исследования жители конфликтных районов в ходе опроса также обрисовали образ горнодобывающей компании, которая вызывает доверие у людей. Среди отличительных черт такой компании они отметили:

– Компания является доступна для граждан и относится с уважением к местному населению;

– Компания участвует в развитии общества, что является взаимовыгодным сотрудничеством;

– Компания занимается развитием, основанном на том, что общество считает наиболее важным;

– Компания работает непосредственно с обществом, а не через посредников;

– Вовлечение местных общин начинается во время или до начала работы компании.

Также исследование показало, что ответственность за разрешение конфликтов местные жители в первую очередь возлагают на местные власти, а потом уже на правительство и сами компании. Так, 52% опрошенных сообщили, что ждут решения от местных органов власти, 22 % – от центральной власти, 11 % считают, что должны решать сами, 8 % – от неформальных лидеров, 5 % – от НПО и международных организаций.

Кроме того, исследование показало, каким источникам информации и доверяют люди. Так, 52 % доверяют МСУ, 37 % доверяют национальному правительству, 28 % доверяют НПО и 40 % доверяют компаниям. При этом самым частным источником информации для населения являются общественные собрания и личные встречи – около 70%. А Интернет является наименее достоверным источником для 80 % населения, ТВ и газеты варьируются между общественностью и интернетом, как в частоте получаемой информации, так и в степени доверия.

«Поэтому органам местного самоуправления в рамках исследования мы разработали ряд рекомендаций для того, чтобы построить долгосрочные отношения между населением и горнорудными компаниями. В том числе: организовывать регулярные встречи с представителями горнорудных компаний; проводить встречи с населением по разъяснению законов и положений о недрах; а также создать механизм официального рассмотрения жалоб и недовольств (общественные приемные). И главное – обеспечить соблюдение законов при возникновении споров и разногласий», – добавила Динара Мусабекова.

Рекомендации для горнодобывающих компаний в том числе включили в себя в первую очередь обмен информацией и планами непосредственно с местными общинами. Что значит предоставление полной и своевременной информации о работе компании, о разработке месторождения и ее последствиях. Также организовать прозрачную систему найма сотрудников, которая будет включать в себя участие местных общин, вести мониторинг качества и обеспечение справедливого распределения фондов развития и проектов, разрабатывать программы долгосрочного развития при активном участии населения и МСУ.

«Если резюмировать, то главная рекомендация для государства – наладить процесс информирования населения на постоянной основе. А компаниям – внедрять стратегии долгосрочного развития, то есть прекратить практику оказания единоразовой помощи и перестать отвечать на ежедневные запросы местных властей», – заключила глава Фонда.

There are no comments published yet.

Leave a Comment

Change this in Theme Options
Change this in Theme Options